4 типа целей, которые необходимы каждой компании для развития и процветания

4 типа целей, которые необходимы каждой компании для развития и процветания Князья и Капуста
Князья и Капуста
Мотивация
Поделиться:

Какие цели вы ставите для своей фирмы? Часто бизнесменам ответ кажется очевидным: получение прибыли. Однако если бы все было так просто, каждый год не прогорали бы сотни компаний. Чтобы удержаться на плаву и достичь успеха, предприятие должно иметь множество разноплановых целей, которые можно сгруппировать в 4 категории.

Об уровнях целеобразования

Прежде чем рассматривать эти категории, следует уяснить такой момент: каждая цель может быть сформирована на одном из трех уровней. А именно:

  1. «Плывем по течению». Это когда запустили некий бизнес – он идет себе и идет, цели как бы сами по себе возникают. Например: в этом году заработали миллион – почему бы в следующем не заработать два? Или: три менеджера не справляются с возросшим потоком клиентов – надо нанять еще одного.
  2. «Догоним и перегоним». На этом уровне цели ставят с оглядкой на конкурентов: мы шьем куртки на синтепоне, а N-ская фабрика еще и на синтепухе и холлофайбере – и они хорошо расходятся. Значит, и мы нацеливаемся на расширение ассортимента.
  3. «Идем своим путем». Так мало кто работает – это постановка целей, направленных на достижение принципиально нового. Например, компания DuPont задалась целью создать сковороду, для жарки на которой вообще не требуется масло, – и изобрела посуду с тефлоновым покрытием.
На фото – эпизод из фильма «Джентльмены удачи» как пример неправильного целеполагания
«Все побежали – и я побежал». Для Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи» это, конечно, веское основание для действий. А вот для бизнесмена – не очень

Типология целей

1. Стратегические

Это видение своей компании в перспективе – где она будет через 3–5–10 лет. На уровне «плывем по течению» с этим совсем беда, ведь так далеко планы не простираются: в этом году фирма выходит в прибыль – надеемся, и в следующем выйдет. Речь тут всего лишь о самосохранении: получится лучше – это замечательно, но главное, чтобы не хуже.

На втором уровне целеобразования руководство просчитывает будущее, исходя из уже имеющихся вариантов: открыть еще пять магазинов работающей сети, выйти с услугами автоперевозок на всероссийский рынок и т. п.

На третьем уровне руководство занимается стратегическим планированием, которое направлено на изменение привычной «среды обитания». Так, Стив Джобс некогда решил не идти по проторенному пути производства техники, а создать лучший в мире плеер, а затем и телефон на основе новых в то время технологий – и теперь всему миру известна компания Apple, которой сегодня подражают многие фирмы.

2. Тактические

Если стратегические цели отвечают на вопрос «куда идем», то тактические показывают «каким образом идем» и задают программу действий на ближайший год.

На первом уровне целеполагания стратегия фирмы заключается в основном в сохранении статус-кво, поэтому и тактические цели направлены на поддержание равновесия и беспроблемного функционирования. Например, делали рекламу своих услуг в местной газете – в следующем году добавим еще баннеры по городу и объявление на районной радиостанции.

На втором уровне компания адаптирует тактические цели к изменениям в окружающей среде. Молодежь покупает в основном через интернет? Значит, открываем магазин не только в реале, но и в виртуальном пространстве.

На третьем уровне тактическими целями будет формирование у клиентов новых потребностей. К примеру, когда впервые выпустили шампунь с кератином (веществом, восстанавливающим структуру волос), кто из потребителей его хотел? Никто, поскольку шампунь нужен был для одной функции – удаления загрязнений шевелюры. И тактическими целями производителя стало просчитать целевую аудиторию и создать цепляющую ее рекламу.

3. Цели-задачи

Этот тип целей указывает, что конкретно надо делать, и имеет короткий срок исполнения – квартал, месяц, неделя. Например, для участия в отраслевой выставке нужно: подать заявку, проплатить взносы, подготовить материалы и оборудование, назначить представителей, издать соответствующие приказы и т. п.

Как цели-задачи разнятся в зависимости от уровней целеобразования?

  • «Плывем по течению» – задачи возникают спонтанно. Руководитель дает указания и контролирует их выполнение. Подчиненные даже не берутся загадывать, что завтра потребует начальник, да он и сам не очень в курсе: какая проблема возникнет, такую и будем решать. Подвернулась выставка – о, это же прекрасная возможность себя показать!
На фото – юмористическая картинка про «капусту» для бизнеса
Когда начальник сказал, что нужна «капуста», а подчиненные поняли буквально…
  • «Догоним и перегоним» – целеполагание происходит в виде четкого планирования работы всеми отделами. Соответственно, каждый работник знает, что он должен сделать в ближайшее время. Участие в той же выставке заранее оговорено и внесено в план как мероприятие, повышающее конкурентоспособность фирмы.
  • «Идем своим путем» – тут тоже есть ясный и конкретный план, но он работает не на то, чтобы обогнать конкурентов, а на формирование образа будущего. Если взять опять пример с выставкой, то участие в ней рассматривается как возможность продвижения новых идей.

4. Цели, касающиеся коллектива

Такие цели существуют всегда, если бизнесмен не действует в одиночку. Как только появляются сотрудники – тут же возникает необходимость направлять развитие коллектива в ту или иную сторону.

На уровне «плывем по течению» целью будет сплотить сотрудников, чтобы все активно работали над повышением благосостояния фирмы. Для «догоним и перегоним» это достижение высоких профессиональных показателей, чтобы успешно конкурировать с организациями-соперниками. Для «идем своим путем» – создание идеологии компании: продвижение продуманных ценностей, формулирование миссии и видения. Кстати, помочь мотивации сотрудников на любом уровне поможет сессия motivation-speech от нашего проекта.

Хотите выяснить, как обстоит дело с целеполаганием в вашей компании? Сложно понять, как дальше развиваться? Стремитесь выйти на более высокую ступень? Со всеми этими проблемами приходите на коучинг к специалистам «Князья и Капуста» – мы поможем разобраться.

Вернуться к списку
Полезная статья?