Как правильно планировать работу компании: решаемые задачи и базовые принципы

Как правильно планировать работу компании: решаемые задачи и базовые принципы Князья и Капуста
Князья и Капуста

Ни одна мало-мальски успешная организация не может существовать без планирования. Ведь это мостик между целями и их осуществлением. И неважно, какого масштаба ваши устремления – занять прочное положение в сфере установки металлопластиковых окон в небольшом городке или завоевать мировой рынок продажи смартфонов. Без проработки последовательных шагов, алгоритмов и процедур ни там, ни там невозможно достичь успеха.

«Планирование – это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений», – Д. Хан, немецкий экономист, профессор.

Функция планирования

По-настоящему эффективное планирование – это ответ на три вопроса:

  1. Где наша компания находится сейчас? Это обозначение отправной точки. Например: сегодня наша фирма – лучшая по ландшафтному дизайну в N-ском районе.
  2. В каком направлении мы хотим двигаться? Ответ на этот вопрос относится к стратегическим (долгосрочным) планам, которые охватывают временной промежуток 3–5–10 лет. Например: через три года хотим быть лучшими в области и стать известными в Москве. Кстати, о методах формирования стратегии можно узнать на тренинге проекта «Князья и Капуста».
  3. Как именно мы будем делать это? Тут ответы касаются как долгосрочных, так и краткосрочных (оперативных) планов. Возвращаемся к нашему примеру: в течение трех лет проводим повышение квалификации сотрудников, организуем поиск клиентов сегмента люкс, проводим рекламную кампанию в других районах области, участвуем в отраслевых конкурсах. И, конечно, расписываем подробный план на ближайший год.
На фото – пример преобладания краткосрочного планирования над долгосрочным
Если с утра не позаботиться об ужине, можно остаться голодным. Так же и в бизнесе: не продумаешь стратегию на 3 года вперед – конкуренты займут все ниши

Задачи планирования

  • Очертить перспективы развития в течение того или иного временного отрезка. План – это всегда конкретные события и определенные даты.
  • Обеспечить использование ресурсов (материальных, денежных, человеческих и пр.) наилучшим образом. Планирование позволяет четко просчитать, сколько чего нужно для достижения поставленных целей.
  • Поддержать конкурентоспособность компании. Это значит предусмотреть такие действия, которые позволят продукции или услугам быть качественными, востребованными и т. п.
  • Улучшить финансовые показатели компании и стабильность ее работы. Когда все четко спланировано – успех практически гарантирован.

Принципы планирования

  1. Необходимость. Планы обязательны к применению в любом виде трудовой деятельности, будь то закупка семян, проведение рекламной акции, уборка офиса и т. д.
  2. Непрерывность. Процессы планирования осуществляются без остановок. Даже новогодние каникулы – это не «дырка» в планах, а предусмотренный перерыв в работе, который позволит, к примеру, сэкономить столько-то электроэнергии, которая пойдет на нужды компании в другой период.
  3. Единство. Планы всех отделов и подразделений компании увязываются в комплексный план организации и служат достижению общей для всех цели. Если хотим стать лучшей в области фирмой по ландшафтному дизайну, то на это работают и дизайнеры, и менеджеры по продажам, и бухгалтерия, и рекламный отдел.
  4. Точность. Каждый пункт содержит конкретику. Не просто «менеджеры ищут новых клиентов», а сколько коммерческих предложений в день рассылают и какое количество звонков делают.
  5. Гибкость. Мы живем в изменчивом мире, в котором возникают и непредвиденные обстоятельства, и форс-мажоры, поэтому планы надо составлять так, что их было легко скорректировать и перестроить. Не прошли в участники одного конкурса? Под рукой должен быть список других аналогичных мероприятий.
  6. Эффективность и оптимальность. Разрабатываются такие варианты, которые при существующих ресурсах позволят фирме добиться наибольшего экономического успеха. К примеру, при проведении рекламной кампании следует рассчитать, какие каналы принесут наибольший приток клиентов. Так, фирме по ландшафтному дизайну не стоит участвовать в выставке бытовой химии, даже если участие в ней очень дешевое – это будут выброшенные на ветер деньги.
  7. Простота и ясность. Планы должны понимать не только разработчики, но и исполнители всех уровней.
На фото – пример неправильной оптимизации ресурсов
Оптимизация ресурсов не должна приводить к бессмысленной ситуации

Что такое правильный план

Это подробно расписанное решение сделать что-либо с указанием конкретных способов. Оно обязательно содержит ответы на такие вопросы:

  • как делать;
  • где все происходит;
  • когда – даты начала и окончания;
  • почему – то есть какие причины привели к необходимости данного действия;
  • зачем это совершать (каких результатов хотим достичь);
  • кто будет делать, а также кто несет ответственность, контролирует, корректирует.

Проект «Князья и Капуста» для облегчения составления планов и увеличения их эффективности предлагает сессии фасилитации, которые проводят опытные ведущие.

Вернуться к списку
Полезная статья?