Производственные конфликты: какие бывают и кто участвует

Производственные конфликты: какие бывают и кто участвует Князья и Капуста
Князья и Капуста
Рабочие отношения
Поделиться:

Мы много времени проводим на работе, общаясь с коллегами, подчиненными, вышестоящим руководством, партнерами. Такое плотное взаимодействие может приводить к спорам, ссорам, бойкотам, ухудшению работы коллектива, снижению результатов.

Определение конфликта и его структура

Производственный конфликт – это один из способов выражения противоречий или несогласия в коллективе. Для некоторых сотрудников – это пугающая ситуация, в которую не хочется попадать, другие стремятся к ней, чтобы закрепить свои позиции в коллективе.

Нужно понимать, что постоянные производственные конфликты – это не признак развития команды, проявления лидерских качеств или роста профессионализма. Они, скорее, разрушат сложившиеся отношения, переведут силы команды от работы в плоскость выяснения личных отношений.

Производственный конфликт
Руководитель не дает довести конфликт до открытого противостояния и скандала, это путь к увольнению кого-то из сотрудников

Типы конфликтогенов

Как у большинства ситуаций, в которых взаимодействуют двое или группа людей, у конфликта есть свои причины. Противостояние чаще всего генерируют:

  • Стремление к превосходству.
  • Проявление агрессивности.
  • Проявление эгоизма.
  • Нарушение правил.
  • Неблагоприятное стечение обстоятельств.
  • Личная неприязнь.

Помимо конфликтогенов у противодействия есть особенности. Правильное классифицирование конфликта поможет справиться с ним и найти нужные инструменты для разрешения проблемы.

По действию

  • Конструктивные. Результатом такого конфликта станет улучшение работоспособности команды, качества товара, повышение дохода.
  • Деструктивные. Они приводят к гнетущей атмосфере в коллективе, разрушению межличностных отношений, невозможности работы в команде.

По реалистичности

  • Реалистичные (предметные). Они связаны с профессиональными спорами и рабочими вопросами.
  • Нереалистичные (беспредметные, эмоциональные). Они часто возникают от личной неприязни или попытки «подсидеть» коллегу.

По составу (между кем и кем)

  • Внутренние. Участвуют «группировки» коллег, имеющие противоположные взгляды.
  • Межличностные. Соперничают два сотрудника.
  • Между личностью и группой. Один из сотрудников вступает в конфликт с коллективом или его частью.

Если вы определились, что за проблема назрела в вашем коллективе, пора разобраться, на какой она стадии.

Конфликт – это ситуация, которая развивается и трансформируется, а не точка скандала или активного противостояния, поэтому у него есть своя структура.

Предконфликтная ситуация

Между будущими субъектами конфликта растет напряженность, которая может длиться довольно долго, пока не наступит ситуация активного столкновения. Свою позицию оппоненты высказывают друзьям, соратникам и руководству, но не друг другу.

Инцидент

Противоборство сторон сначала кажется локальным, а затем развивается с привлечением новых союзников и ресурсов. Стороны открыто высказывают свое мнение, вступают в конфликт и занимают противоположные позиции по одному вопросу.

Эскалация

Наступает апогей противостояния, который не всегда отражает истинные причины производственного конфликта. Это уже война между противниками с желанием нанесения максимального урона, применением оскорбительных или унижающих аргументов, а не поиск истины.

Завершение конфликта

На определенной стадии и руководство компании, и участники противостояния ищут пути выхода из него. Накал борьбы идет на убыль, противоборство не такое агрессивное, как во время инцидента и эскалации.

Динамика конфликта
Стадии и динамика конфликта

Разрешиться конфликт может несколькими путями:

  1. Пропадет объект или субъект конфликта. Например, один из участников уволится или новая сфера развития станет неактуальной.
  2. Один объект заменяется на другой. Например, спор о правильной механике продаж перейдет в спор о необходимости развития отдела.
  3. Появится новая информация об объекте или дополнительные условия, которые сделают одну из сторон абсолютно правой.
  4. Стороны конфликта найдут компромисс или обратятся к независимому арбитру для получения ответа.

Впрочем, после завершения конфликта не всегда создается хорошая рабочая обстановка. Одна из сторон или обе могут быть не удовлетворены ситуацией и начнут новое противостояние по другим поводам или с другими объектами.

Способы разрешения конфликта, выбор стратегии поведения и другие практические рекомендации мы дадим в следующей статье. Оставайтесь с нами и читайте блог проекта «Князья и Капуста», чтобы изменить свой подход к руководству и управлению коллективом на более эффективный и приносящий удовольствие.

Вернуться к списку
Полезная статья?