Система управления – что это и из каких компонентов она состоит

Система управления – что это и из каких компонентов она состоит Князья и Капуста
Князья и Капуста
Тренинги
Поделиться:

Управление компанией часто осуществляется по наитию – руководитель задает какое-то общее направление, худо-бедно распределяет обязанности и периодически рычит на подчиненных-бездельников. Что ж, пока фирма невелика, такой подход может быть оправдан.

Но в случае разрастания компании это приведет к потере контроля над действиями сотрудников. Итогом станет ситуация «лебедя, рака и щуки», когда каждый поступает по своему разумению, не видя общей картины, а у руководителя не хватает рычагов воздействия. Такое положение дел рано или поздно начнет препятствовать развитию фирмы: расширению ее аудитории, захвату новых рыночных ниш и т. д. Чтобы подобного не произошло, нужна эффективная система управления.

Что такое система управления?

Это совокупность взаимосвязанных процессов воздействия на поведение людей. Она обеспечивает согласованную работу сотрудников и достижение поставленной цели. По-настоящему эффективная система управления состоит из семи компонентов. Рассмотрим их подробнее.

1. Анализ и планирование

Это поиск возможностей и ресурсов для развития предприятия и продвижения к намеченной цели. А также координация работы всех отделов и структур: распределение нагрузки между ними, определение зоны ответственности и т. п. Если планирование отсутствует, то деятельность компании напоминает блуждание по лесу в темноте и без карты – авось выйдем к какой-нибудь деревеньке.

Юмористическая картинка о незапланированном результате
Проваленное планирование = запланированный провал

2. Организация

Данный компонент включает формирование бизнес-процессов:

  • операционных (продажи, снабжение, производство, маркетинг и т. п.);
  • поддерживающих (подбор персонала, бухучет, АХО и пр.).

Также сюда входит обеспечение бизнес-процессов необходимыми ресурсами – человеческими, товарными, финансовыми и т. д.

3. Постановка задач

Сюда относится донесение до команды сведений о конкретных вопросах, которые необходимо решать в ближайшее время, исходя из приоритетов развития. Сегодня чаще всего встречается ситуация, когда у сотрудников слишком много заданий – и все важные и срочные. Вычленить первоочередное у них не получается, а на качественное выполнение всех не хватает времени и сил. Поэтому обязанность управленцев – расставить приоритеты, обозначить те задачи, без решения которых фирма не сможет продвигаться вперед.

4. Обучение

Это деятельность по обеспечению подчиненных знаниями, умения и навыками, необходимыми для эффективного выполнения обязанностей. Также сюда относится формирование соответствующих суждений и отношения к работе. Надо понимать, что обучение состоит не только из курсов повышения квалификации, мастер-классов от гуру отрасли, семинаров от проекта «Князья и Капуста» и прочих специально организованных мероприятий. Значительную часть информации сотрудники усваивают прямо в процессе работы, наблюдая за деятельностью коллег. А следовательно, легко впитывают как хорошее, так и плохое. Поэтому данный компонент управления не стоит пускать на самотек.

Юмористическая картинка об обучении
С – современность

5. Мотивация

Это комплекс мероприятий по поддержке стремления выполнять и перевыполнять поставленные задачи. Должен включать меры как индивидуального поощрения, так и коллективного. При его разработке и внедрении надо следить, чтобы мотивирование касалось работы исключительно теми способами, что приняты в компании. Ведь поощрение результата, полученного любой ценой, рано или поздно негативно скажется на фирме.

6. Контроль и корректировка

Компонент состоит из двух частей. Первая – отслеживание результатов работы (промежуточных и окончательных). Вторая – внесение изменений в поставленные задачи, ведь в реальности не все идет так, как запланировано: возникают новые обстоятельства, подводят партнеры, случаются форс-мажоры, руководство меняет «курс корабля».

Юмористическая картинка про бизнес-план
Вот что значит не учитывать изменившиеся погодные условия!

7. Принципы и ценности

Это общие правила, которые касаются основ работы компании. Они помогают каждому члену команды определить, как вести себя в той или иной ситуации. Ценности и принципы – это не только психологические и философские положения, но и вполне конкретные нормы и директивы, имеющие отношение к разным сферам деятельности фирмы. Например, «доставка посылок – в течение суток», «каждому клиенту – индивидуальный дизайн», «вежливое отношение к любому посетителю», «все сотрудники действуют единой командой» и т. п. Если этот компонент внедряется вполне осознанно, то все работники будут придерживаться единой корпоративной политики. От чего эффективность фирмы только возрастет.

Связь компонентов системы управления между собой

Базой для других элементов являются принципы и ценности. Если они не будут заданы, то о саморегуляции и самоорганизации компании можно забыть: постоянно будет возникать нужда во вмешательстве руководства даже в самые мелкие операции.

Остальные шесть компонентов составляют четкую и логичную последовательность:

  • планирование деятельности фирмы обеспечивает эффективную организацию бизнес-процессов;
  • без четко налаженной организации невозможна постановка задач;
  • сотрудники должны понимать, как поставленные задачи решать, и иметь необходимый багаж знаний, умений, навыков, а для этого им необходимо обучение;
  • обученный персонал может действовать спустя рукава, если ему не хватает мотивации;
  • даже замечательно мотивированного работника может занести не в ту степь, поэтому без контроля и корректировки не обойтись.

В создании рассмотренных выше семи компонентов системы управления вам поможет проект «Князья и Капуста», в частности тренингами по мотивации подчиненных, овладению навыками планирования, созданию успешной команды и прочими из нашей обширной программы.

Вернуться к списку
Полезная статья?