Сторителлинг в работе руководителя

Сторителлинг в работе руководителя Князья и Капуста
Князья и Капуста

Хотите быстрее и точнее доносить информацию до подчиненных? Вдохновлять их и мотивировать? Для этого не нужны глубокие познания в психологии, достаточно овладеть одним речевым приемом.

  • Сторителлинг (Storytelling) – это искусство увлекательного рассказа.

К нему можно отнести мифы, легенды, сказки, притчи, былины, рассказы, детективы, романы и многое другое. Вам не нужно выпускать свой сборник сказок для офиса, но речь придется слегка трансформировать.

Как и зачем рассказывать истории?

Хороший storytelling – это ответы на многие вопросы: кто я, зачем я здесь, как я вижу ситуацию, какие знания могу и хочу передать, почему я так думаю, почему стоит так думать вам, я знаю, о чем вы думаете, и другие.

С помощью правильной истории можно вдохновить своим примером или уберечь от ошибок, объяснить политику компании и определить роли сотрудников, разрешить конфликт или сплотить команду.

Сторителлинг уместен и в начале нового проекта, и если коллектив пережил неприятный профессиональный опыт, и если вы чувствуете, что коллеги устали и потеряли мотивацию.

Леонардо ди Каприо в кино
«Волк» с Уолл-Стрит использовал метод, аналогичный сторителлингу, в своем общении с командой

Принципы правильного сторителлинга

  1. Говорите правду. Аудитория это чувствует, вы становитесь более раскованным и добавляете больше деталей.
  2. Оставайтесь на одной волне со слушателями – подбирайте понятную лексику, пользуйтесь популярными терминами или устойчивыми выражениями.
  3. К любому факту добавляйте детали (цифры, имена, названия). Он станет понятным, логичным и обоснованным.
  4. Найдите точки влияния. История не должна сообщать только о фактах, она нужна, чтобы произвести какое-то действие или вызвать какую-то эмоцию у аудитории. Определите заранее, чего вы хотите добиться.

У сторителлинга должен быть каркас, он позволяет следить с интересом за вашим рассказом, даже если история банальная или скучная.

Заголовок – объяснение, почему нужно дослушать до конца; ядро – предложение (что и как будем делать); призыв к действию.

Ядро – это живая личная история, которая подходит к выбранной тематике. Когда вы делитесь своим опытом, рассказываете об эмоциях и пройденном пути, вы становитесь ближе к аудитории, заставляете ее сопереживать и чувствовать большую связь и с вами, как с руководителем, и с остальной частью команды, которая тоже слушала историю.

В ядре обязательно нужно вызвать интерес у слушателей, рассказать историю принятия решения или сделанного выбора, затем первые шаги к победе, затем падение (проигрыш), затем выход из ситуации и путь к спасению.

Твист «шаги героя + усугубление ситуации + выход из нее» нужно использовать в истории 2 раза – это минимум, который даст внимание аудитории и не утомит.

Для рассказа об ошибках или негативном опыте выбирайте не личные, а чужие истории («Мой знакомый руководитель, или программист из конкурирующей фирмы, или мой друг»), чтобы не получить ненужную жалость, снижение уровня уважения и восприятия как лидера команды.

Кажется, что все просто: озвучили тему собрания или беседы, объяснили, зачем это надо, рассказали, что хотите, и предложили решить задачу совместно или раздали рабочие указания. Но такой подход равноценен приказу о назначении заданий, он не несет в себе эмоций, и команда воспримет все стандартно. А наша цель – сделать общение более эффективным, запоминающимся.

Зачем нужны метафоры?

Уже доказано, что из слов человек черпает только 15 % информации, остальное получает из бессознательного: жесты, образы, звуки, метафоры. Чтобы оказывать большее влияние на аудиторию, нужно зацепить бессознательную часть ее сознания.

  • Применяйте язык образов и метафоры.

Образ должен быть цензурным, понятным и небанальным. «Надежный, как Калаш» – выражение и понятное, и цензурное, но настолько замыленное, что слух его уже не воспринимает как яркий образ. Ищите собственные сравнения, неизбитые фразы, и аудитория запомнит каждое ваше слово.

Язык образов можно использовать в заголовке и ядре истории, он сработает как «крючок» для интереса и усваивания информации.

Метафора – это объяснение сложных вещей на примере простых. Она помогает аудитории разобраться в ситуации, принять правильное (нужное вам) решение.

Метафора в рекламе
Метафора отлично работает и в рекламе, создает правильный образ и мотивирует на приобретение

Например, руководителю не нужно изучать психологию глубоко, чтобы эффективно управлять командой, достаточно простых речевых навыков, доведенных до автоматизма. Если нужно покрасить стену, не надо звать Никаса Сафронова или «Школу ремонта», достаточно правильных инструментов и недолгих тренировок, чтобы сделать самостоятельно и хорошо.

Метафору также лучше использовать в ядре истории, а еще в призыве к действию.

В следующей статье мы расскажем, как понять, работает ли ваш сторителлинг, и как написать отчет с помощью этой техники.

Если вы заинтересовались и хотите приобрести этот речевой навык, приходите на мастер-класс «Сторителлинг». Алексей Слободянюк расскажет о своем пути, даст всю информацию по созданию историй и научит вас управлять людьми.

Вернуться к списку
Полезная статья?