Как правильно поощрять или наказывать сотрудников

Как правильно поощрять или наказывать сотрудников Князья и Капуста
Князья и Капуста
Октябрь 2019
Поделиться:

Сегодня поговорим о том, как правильно стимулировать сотрудников в зависимости от типа их мотивации.

Как правильно поощрять или наказывать сотрудников
Задача руководителя – повысить вовлеченность в работу каждого члена своей команды

Итак, согласно В. И. Герчикову, таких типов пять:

Инструментальный
Главная ценность для него – деньги. Интересует результат и его качество, а не процесс работы. Будет усердно работать везде, где ему хорошо платят.

Профессиональный
На первом месте для него профессиональный рост и продвижение по карьерной лестнице. Содержание работы важнее денег, поэтому не готов решать неинтересные для него задачи, сколько бы за это не платили.

Патриотический
Хочет быть полезным компании, для него главная ценность – признание коллег и руководства. Готов поступиться своими интересами для достижения общего результата.

Хозяйский
Готов брать на себя полную ответственность за результат, работать с максимальной отдачей, при этом не важно – интересно ему содержание деятельности или нет. Предприимчив, инициативен, но не любит, чтобы его контролировали.

Избегательный (люмпенизированный)
Хочет делать только необходимый минимум, чтобы избежать наказания. Стремится к снижению ответственности. Предпочитает не зарабатывать деньги, а просто получать их как само собой разумеющееся.

Теперь давайте разберемся с видами стимулов, а затем посмотрим, какие из них будут или не будут работать с каждым из типов мотивации.

Как правильно поощрять или наказывать сотрудников
Правильно выбранные стимулы помогают повысить эффективность каждого сотрудника и команды в целом

Позитивные стимулы

Материальные денежные:

  • Оклад, ставка
  • Переменная часть зарплаты, зависящая от выполнения конкретных показателей результата трудовой деятельности
  • Доплаты и надбавки
  • Целевые премии
  • Повышение в должности

Материальные не денежные (натуральные):

  • Страховка (медицинская, от несчастного случая, накопительная) сотрудника и членов семьи
  • Оплата дополнительных отпусков
  • Жилье
  • Автомобиль, гараж, стоянка
  • Компенсация транспортных расходов
  • Земельный участок, дача
  • Путевки в места лечения и отдыха
  • Оплата членства в спортклубах
  • Питание
  • Компенсация расходов на мобильную связь или предоставление корпоративного номера
  • Ссуды, кредит
  • Право работы по совместительству
  • Командировки по обмену опытом
  • Ценные подарки
  • Право приобретения в организации товаров и услуг
  • Предоставление права пользования благами, находящимися в собственности организации
  • Перевод в другую организацию
  • Право сменить профессию в рамках организации
  • Оплата обучения (второе высшее, MBA, иностранные языки, тренинги)

Моральные стимулы

Как правильно поощрять или наказывать сотрудников

Организационные стимулы:

  • Максимальная автономия в работе
  • Самоконтроль качества и результатов работы
  • Свободный распорядок работы
  • Предоставление отдельного кабинета
  • Участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп
  • Дополнительное распоряжение ресурсами
  • Контрактная форма найма

Участие в совладении и управлении:

  • Участие в совладении
    • Участие в прибыли
    • Участие в капитале
  • Участие в управлении
    • Полное и своевременное информирование
    • Участие в выработке решений
    • Участие в принятии решений

Негативные стимулы

  • Замечания, предупреждения, выговоры
  • Штрафы, возмещения убытков
  • Понижение оклада, разряда, перевод на нижеоплачиваемую работу, понижение в должности
  • Снижение премии
  • Перенос очереди на получение благ от организации
  • Отказ в ссуде, кредите
  • Перенос отпуска на неудобное время
  • Общественное порицание (стенгазеты, листки, доска позора, вымпелы отстающих, осуждающие звания и т. п.)
  • Угроза увольнения
Как правильно поощрять или наказывать сотрудников

Как понять, что мотивирует каждого из ваших сотрудников? Больше общайтесь с ними, ведь если вы недоступны для них, то и управлять ими не сможете. Проведите опрос: централизованно через анкетирование или в неофициальной личной беседе. Или обратитесь к нам, мы обязательно поможем.