Дизайн-мышление

Дизайн-мышление – это метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека. Он позволяет находить нестандартные решения для задач из самых разных сфер.

Что такое дизайн-мышление и почему именно оно?

Дизайн-мышление состоит из нескольких этапов, которые не обязательно следуют линейно друг за другом:

Эмпатия

Фокусировка

Генерация идей

Выбор идеи

Прототипиро-вание

Тестирование

Когда нужно дизайн-мышление?

Привлечь ЦА

Привлечь ЦА

Вы не просто рекламируете продукт, а заботитесь о пользователе, решаете его проблемы на пути к покупке. Это эффективнее, чем бездумно вкладывать сотни тысяч в контекстную рекламу или другие методы продвижения, которые никак не помогут пользователю.

Сэкономить бюджет

Сэкономить бюджет

Создать прототип и сразу протестировать его – дешевле, чем внедрять непроверенное решение, которое может оказаться неэффективным.

Сразу оценить эффективность решения

Сразу оценить эффективность решения

Дизайн-мышление позволяет убрать пропасть между теоретическими идеями и их практической реализацией. В результате – не тратить время на реализацию изначально нежизнеспособных идей.

Найти нестандартное решение задачи

Найти нестандартное решение задачи

Вы сможете создавать "антикризисные" продукты и услуги, за которыми будет выстраиваться очередь даже при самых неблагоприятных условиях.

Выявить правильный фокус в условиях неопределенности

Выявить правильный фокус в условиях неопределенности

С помощью дизайн-мышления можно решать самые разнообразные задачи: планировать новый бизнес, находить ответы в информационном тумане, применять в медицине, инженерии и других областях.

Трансформировать ограничения в возможности

Трансформировать ограничения в возможности

Осознание истинных проблем пользователей становится ключом к созданию востребованных продуктов.

Этапы дизайн-мышления

В 1969 году Герберт Саймон в своей книге «Sciences of the Artificial» определил дизайн как процесс преобразования существующих условий в желаемые. Таким образом, дизайн-мышление – это процесс, всегда ориентированный на создание лучшего будущего и поиск новых инструментов для решений комплексных проблем в самых разных областях, ориентированных на целевую группу пользователей.

01 Эмпатия

Эмпатия – центр дизайн-процесса, ориентированного на человека. Основная задача команды на этом этапе – максимально погрузиться в опыт пользователей, исследовать его. От команды требуется способность выслушать клиента, «влезть в его ботинки», прожить его пользовательский опыт, понять его чувства, поступки и решения.

На этом этапе команда может использовать следующие инструменты:

  • составление карты стейкхолдеров;
  • наблюдение;
  • проведение глубинного интервью с разными группами пользователей;
  • проведение экспертных интервью;
  • проживание членами команды пользовательского опыта («мокасины»);
  • исследование аналогов.

02 Фокусировка

После того, как исследован опыт пользователей и собраны полезные наблюдения, наступает этап фокусировки. Этот этап – возможность для команд поделиться своими находками и наблюдениями, объединить их на шаблонах для групповой работы.

Ключевая цель данного этапа – в удобной и осмысленной форме познакомиться с результатами всех проведенных исследований, чтобы отобрать самое важное для разработки или улучшения впечатлений пользователей, поэтому особенно ценным материалом является зафиксированная прямая речь пользователей в процессе интервью.

Основные инструменты, которые использует команда на данном этапе:

  • карта эмпатии;
  • кластеризация собранной информации;
  • карта пути пользователя;
  • карта разрывов пользовательского опыта;
  • формулировка постановочной задачи: «Point of view».

03 Генерация идей

На данном этапе команда, отталкиваясь от тех пользовательских проблем и идей, которые были собраны на предыдущих этапах, создает пул идей, которые могут лечь в основу проектирования новых решений для пользователей.

На данном этапе важно, чтобы участники различали термин «Пожелание пользователя» и «Идея». Идея всегда отвечает на конкретную проблему или боль пользователя, а также имеющуюся на рынке возможность, и связана с ней «измеряемой характеристикой действия» (качественной или количественной).

На данном этапе для улучшения качества генерируемых идей команда может привлечь в виде поддержки внешние ресурсы: консультантов, экспертов и модераторов.

Некоторые способы организации процесса генерации идей:

  • Мозговой штурм.
  • Бодисторминг.
  • Брейнрайтинг.
  • Дизайн-метафоры.
  • Направленные ассоциации.

04 Выбор идеи

На этом этапе происходит отбор лучших идей с точки зрения полезности для человека, ценности для бизнеса и технической реализуемости.

В рамках этапа можно выделить три под этапа:

  1. Оценка идей.
  2. Отбор.
  3. Голосование.

Чтобы идеи получили содержательную оценку их жизнеспособности с точки зрения финансов, технологий, логистики и организации, в рамках этого этапа они могут быть представлены экспертам, директорам компании, специалистам направлений.

Командные инструменты для работы со списком идей:

  • Диаграмма Венна.
  • Product Evolution Canvas.

05 Прототипирование

Цель данного этапа – создать макеты самых перспективных идей, которые далее можно будет проверить через простые и быстрые тесты с пользователями. Происходит моделирование только самых основных пользовательских функций или улучшений продукта из подручных средств, чтобы скорость от генерации идеи до ее тестирования была минимальной. Правило этапа прототипирования: создайте 1 прототип стоимостью 1 рубль за 1 минуту.

Виды прототипов:

  • Бумажное прототипирование.
  • Прототипирование опыта.
  • Видеопрототипирование.
  • Лего-прототипирование.

06 Тестирование

Этап тестирования – это квинтэссенция процесса дизайн-мышления. Этап ошибок и новых знаний. На этом этапе команда должна узнать о том, что большинство представленных пользователю гипотез неработоспособны, и совершить итерацию – составить список улучшений, а также разработать новые, более эффективные и полезные решения. Ключевая цель данного этапа – получить обратную связь от пользователей о своем решении и составить план изменений для последующих итераций.

На данном этапе команда сначала составляет список вопросов, которые необходимо проверить, и определяет сценарий тестирования, после чего наблюдает, как люди будут пользоваться прототипом, и фиксирует наблюдения.

Способы проведения тестирования прототипа:

  • наблюдения в среде;
  • автобиографический дневник;
  • A/B тестирование;
  • истории о героях;
  • прототипирование опыта.

Уточните детали
проведения сессии дизайн-мышления у наших экспертов
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Какие продукты были разработаны с помощью дизайн-мышления

Проект Airbnb

Онлайн-площадка, которая позволяет размещать и искать частное жилье для кратковременного пребывания по всему миру.

Перепроектирование отделений в Stanford Hospital

Создание улучшенного пространства для обслуживания пациентов в отделении неотложной помощи.

Функциональные ручки для кухонных принадлежностей Zyliss

Конструкция с запатентованными «контрольными точками» для улучшения работы пользователя.

Служба доставки еды Uber Eats

Сервис, облегчающий поиск новых клиентов для предприятий общепита и упрощающий поиск еды для пользователей.

Зубная щетка Oral-B Smart Brush

Зубные щетки с USB-зарядкой и отправкой напоминания на смартфон о времени покупки замены.

Игровая консоль Nintendo Wii

Инновационное решение, которое позволило компании отстроиться от конкурентов и привлечь новую ЦА.

Почему наши сессии всегда эффективны

  • В нашей команде все ребята обладают талантом работать с людьми
  • Умеем работать со статусными руководителями
  • Вовлекаем в работу даже немотивированных
  • Можем составить программу сессии за один день
  • Умеем выводить группу из конфликтных ситуаций
  • В нашей команде специалисты с международной сертификацией в области дизайн-мышления d.standards С2 (coach level 2)

Стоимость

Группа

от 5-15 человек

Стоимость

от 180 000 рублей

Что входит:

Включает в себя этап глубинного интервью, когда участники сессии звонят своим клиентам, поэтому проводится только в рабочие дни.

  • Сопровождение после сессии
  • Сессию проводит 1 сертифицированный ведущий
  • Также присутствуют два модератора
Хотите узнать подробнее о сессии по дизайн-мышлению
Наши специалисты ответят на любые вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Полный прайс-лист Скачать полный прайс-лист

Как проходят наши сессии

Кто проводит сессии по дизайн-мышлению?

Алексей Слободянюк

Алексей Слободянюк

Коуч, бизнес-тренер,лидер проекта по развитию руководителей «Князья и Капуста»

Юлия Степанова

Юлия Степанова

Бизнес-тренер, эксперт по опросникам Hogan, бизнес-коуч.

У кого мы проводили сессии по дизайн-мышлению

Градообразующий военный завод

Градообразующий военный завод

Посмотреть кейс
Российский банк

Российский банк

Посмотреть кейс
Крупный российский банк

Крупный российский банк

Посмотреть кейс
Крупный издательский холдинг

Крупный издательский холдинг

Посмотреть кейс
Фармацевтическая компания

Фармацевтическая компания

Посмотреть кейс
Крупный российский сотовый оператор

Крупный российский сотовый оператор

Посмотреть кейс

Отзывы

Светлана Тукунова, Руководитель отдела маркетинга, JCB

У нас с коллегами был опыт участия в тренинге по дизайн-мышлению, который Алексей предложил нам на этапе подготовки к одному из рабочих мероприятий. В рамках тренинга мы смогли выявить точки роста для наиболее эффективного проведения нашего мероприятия. Было очень много практических этапов, которые действительно помогли улучшить наше понимание целей, процессов и результатов, которых мы ожидаем. Дизайн-мышление – это совершенно уникальный, и в то же время универсальный подход, который можно использовать как при работе с большими проектами, так и при выполнении повседневных рабочих задач. И я, и мои коллеги остались очень довольны результатом тренинга и благодарны за предложенную методику работы!

Игорь Короед, Руководитель отдела технического обучения, Zeppelin

Несмотря на то, что в нашей отрасли сложно применять такую методологию, как дизайн-мышление, мы сочли для себя очень полезной сессию по нему. Для нас это возможность расширить рабочий инструментарий сотрудников, границы их восприятия, повысить компетенции. Вообще сессия по дизайн-мышлению – далеко не первое мероприятие, которое проводил для нас Алексей. Надо отметить, что они всегда интересны, мотивируют на работу и помогают повысить клиенториентированность.

Часто задаваемые вопросы

Какие задачи можно решать с помощью дизайн-мышления?

Практически любые. Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или разработка сценария конференции. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.

Какие ошибки часто допускают при запуске нового продукта/услуги/сервиса? Можно ли их избежать, используя дизайн-мышление?

  • Менеджеры думают только о повышении продаж, но не анализируют портрет пользователя, не разговаривают с реальными пользователями.
  • Неправильный подход к генерации идей – просто решили сделать, потому что так делают конкуренты, критика на этапе генерации идей, решения основываются на мнении внутренних экспертов или собственников.
  • Идеи выбираются наобум, не тестируются, проходит очень много времени и тратится много ресурсов до первого теста на реальных пользователях.
  • И др.

Всех этих ошибок помогает избежать применение метода дизайн-мышления.

За счет чего дизайн-мышление дает эффективность?

Процесс работы команды в методологии дизайн-мышления подразумевает неоднократное чередование дивергентного и конвергентного мышления, благодаря чему команде с одной стороны удается несколько раз посмотреть шире на исследуемую проблему, с другой стороны – фокусироваться и выбирать ключевые пользовательские проблемы и пути их решения. В совокупности такое чередование различных типов мышления дает возможность в короткие сроки создавать нестандартные решения, отвечающие на конкретные пользовательские задачи.